You are viewing [info]ad_marg's journal

Издательство Ад Маргинем - Синдром Елизарова [entries|archive|friends|userinfo]
Издательство Ад Маргинем

[ website | Издательство Ад Маргинем ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Синдром Елизарова [Dec. 10th, 2008|05:01 pm]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
А вот и первая глубокая реакция из другого лагеря. Наталья Иванова пишет:

Корни происшедшего — в отличие от поверхностных, явных смыслов — находятся на исторической глубине. Там, где роет носом трэшевую землю соцреализма вышеупомянутый букеровский лауреат (вымышленно-обобщенное литнаследие выдуманного советского писателя Громова, 1910—1981). Корни в том восторге, с которым советская аэропортовская интеллигенция бросала в воздух свои либеральные чепчики при появлении первых ароматов деревенской прозы. Будь проще, и к тебе потянутся, — нет, будь грубее, наступай, желательно сапогом, на больное место, и тебя приветят. И даже ахнут. Сначала будет немножко больно, зато потом — приятно. Таким манером открывались дубовые аэропортовские двери для «деревенщиков».

Как говорится в плохой советской прозе, шли годы. И вот уже в новом времени («деревенщики» позади; Распутин, подбросивший депутатам идею независимости России, отстал от жизни и теперь не в счет; Лимонов, отсидевший, но все еще энергичный «борец с режимом», примелькался) имя найдено: Захар Прилепин. Включишь утюг — и там Захар Прилепин. И с нескрываемым умилением смотрят на Захара Прилепина — из этого самого утюга — Татьяна Толстая и Дуня Смирнова. И другой канал, и пятый, и десятый. Почему? Проза весьма уступает коллегам по оружию, не только по слову. Дело в брутальной энергии, в брутальности имиджа, то есть опять-таки в сапогах, а не в текстах, вполне средних. При этом у меня нет претензий к самому герою, к Захару Прилепину, который сочиняет свои не очень затейливые тексты. Но вот вечный аэропорт с его восхищением мужицким запахом пота и скрипом кожи — вызывает ощущение дежавю. Уже и того аэропорта давно нет, и квартиры писательские пораспроданы, и внуки занялись, слава богу, делом, а не словесностью, — а синдром все тот же. И вот теперь — Елизаров.

Все правильно. Елизаров и Прилепин - лица новой литературы, литературы, которая отказывается писать только о проблемах метафоры, которая открыта тому, что реально волнует общественность, а не узкую часть грантоориетированной элиты (см. Топорова). И верно чувствует Иванова близость новой литературы к "деревенщикам", последнему изводу русской классической литературы, пусть и с приставкой советская. А что было после "деревенщиков", кроме Трифонова, Битова и Казакова? Кто из широких читающих кругов помнит букероносцев хотя бы трехлетней давности? Что такого ценного дал нашей культуре пресловутый "аэропорт"? Время непоколебимой веры в то, что можно только так, а остальное "трэш", и любое высказывание о стране и жизни в ней попахивает "фашизмом", поскольку касается советского прошлого и постсоветской нищеты - это время проходит. Грядущий кризис не исправит элиты, он откроет глаза их наивным сторонникам. Кризис, как в свои времена Великая депрессия, взбалтает эту пародию на социальную структуру общества, которая породила республику Садовое кольцо и аэропорт. 92 процента населения, люди без загранпаспартов, раздавленный мелкий бизнес, нищая провинциальная интеллигенция, уволенные менеджеры среднего звена, все те, кого господа скорее всего называют трэшем, ясно осознают в какой стране они живут. Хочется верить, что настанет время новых героев. Народной богемы, которая не умеет повязывать шарфы и пьет не французское вино, а водку. Ведь после депрессии настанет новый Веймар, героев которого "приличное" общество тогда также не приняло. "Приличное" общество и крупный капитал выбрали чернорубашечников. Деклассированное общество все равно нуждается в героях и герои эти могут выглядеть по-разному, но на "приличный" взгляд диковато. И Прилепин с Елизаровым - одни из них. Бедность, социальное неравенство, нерешенный вопрос 93-го год - эти темы невозможно замалчивать. Мы живем в той стране, которая у нас есть. А когда общество это осознает - новая литература окажется не такой уж шокирующей. Гораздо менее шокирующей, чем реальность за окном.
МК
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]delya_rape
2008-12-10 02:47 pm (UTC)

(Link)

Миша, да хватит вам разводить глубокий социологизм на мелких местах. Проблема куда проще. Астафьев и Распутин были литературно одарены, а Прилепин и Елизаров литературно бездарны. У первого вместо чувства слова накачанный трицепс, у второго мозолистая жопа. И происхождение тут ни при чем.
[User Picture]From: [info]he_is_elwin
2008-12-10 03:04 pm (UTC)

(Link)

Это Астафьев-то?

Ха-ха.
[User Picture]From: [info]ad_marg
2008-12-10 03:12 pm (UTC)

(Link)

ну вот вам Боря - прямо на месте (см выше) - литературно одаренный - это дикая вкусовщина. После получения Елизаровым "Букера" те, кто раньше кричали "Сорокин - калоед", сегодня цедят, "да вот Сорокин - писатель, а Елизаров - так себе". С Елизаровым тоже самое будет.
[User Picture]From: [info]delya_rape
2008-12-10 03:24 pm (UTC)

(Link)

"Литературно одаренный", Миша, не вкусовщина, а единственно релевантный критерий. Вкусовщина ваши переверзевские конструкции, которые выводят за скобки само качество текста, письма.

(Кстати, я никогда не кричал, что Сорокин калоед. Он писатель, да. А Елизаров случайный генератор буковок.)
[User Picture]From: [info]he_is_elwin
2008-12-10 03:35 pm (UTC)

(Link)

Как Вы предлагаете оценивать уровень литературной одаренности, раз уж возводите до уровня критерия? Мензура Зоили?
[User Picture]From: [info]_rage_
2008-12-10 03:38 pm (UTC)

(Link)

послушайте, но разве можно артикулировать этот критерий столь категорично? ведь вкусовщина как раз в том и состоит, что нет буквального определения, единой формулы, из которой следует, что один одаренный, а другой - нет.
[User Picture]From: [info]delya_rape
2008-12-10 04:09 pm (UTC)

(Link)

Конечно, формулы, которая определяла бы размер дара с точностью до сотой, не существует. Но слона от мухи можно отличить и зрительно, без всяких формул. У меня сейчас нет под рукой "Библиотекаря"; придется слямзить пару фраз, процитированных в Сети. "Дурманящий запах мастики мутил взвинченный донельзя рассудок"; "вороны кричали отвратительными голосами, похожими на рвущиеся с треском тряпки". Это не просто не Набоков; у человека, способного написать такое, напрочь отсутствует языковой слух. Или полистайте "лирические" страницы "Патологий" и "Саньки". Чистейшая ведь пошлость, третьесортный одеколон. Мессидж, пафос в данной ситуации дело десятое. Из говна можно вылепить скульптуру любых, сколь угодно амбициозных очертаний; она останется скульптурой из говна.

Edited at 2008-12-10 04:36 pm (UTC)
[User Picture]From: [info]doctor_nuvis
2008-12-10 04:47 pm (UTC)

(Link)

Интуитивно согласен с Борисом...

Ну а рассуждения Михаила - это не о литературе, это о чем-то другом... Во всяком случае - не о литературе в моем понимании...
[User Picture]From: [info]yavas
2008-12-10 03:55 pm (UTC)

(Link)

да, вот это забавно. на фоне Елизарова Сорокин резко стал писателем, а сам Елизаров после получения Букера резко перестал им быть. колдовство какое-то, а еще говорят, что книги магией не обладают...
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-11 10:03 am (UTC)

(Link)

охохохъ блять

куда б мы без днепропетровцев делись бы, кто б нам глаза открыл на магию...
[User Picture]From: [info]yavas
2008-12-11 10:10 am (UTC)

(Link)

зочем ви тгавите
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-11 10:32 am (UTC)

(Link)

а что ж с вами ещё делать?
я вообще эту хуету не признаю - харьков хуярьков педроднепровск, калуга и прочее
не со столицы? - завали ебасос!
[User Picture]From: [info]yavas
2008-12-11 10:46 am (UTC)

(Link)

эк круто хватил
миллионник ему не город уже

вот колхозы хуями крыть - это я еще могу понять. ибо когда мент в форменном саване не по размеру стоит на центральной площади и семки лузгает, рассказывая: "у васкресенье мамка прыижжала, свижыны прывизла, то бухнём сёдни, чи ну его нахуй?" - это бля действительно ни в какие ворота.
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-11 10:55 am (UTC)

(Link)

миллионник - хуённик

[User Picture]From: [info]delya_rape
2008-12-10 03:24 pm (UTC)

(Link)

"Царь-рыба" не нравится?
[User Picture]From: [info]he_is_elwin
2008-12-10 03:33 pm (UTC)

(Link)

Нравится. Но это не Набоков, даже не Бунин, и, уж точно, ничем не выше Елизарова. Просто хорошая, умелая работа опытного литератора.
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-11 10:04 am (UTC)

(Link)

а набоков круче бунина?
[User Picture]From: [info]he_is_elwin
2008-12-11 12:04 pm (UTC)

(Link)

Вкусовщина.

На мой взгляд - да.
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-11 12:26 pm (UTC)

(Link)

а как по мне - и в долю не падает к бунину

[User Picture]From: [info]delya_rape
2008-12-11 12:46 pm (UTC)

(Link)

Конечно.
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-11 12:50 pm (UTC)

(Link)

во
и нобелевский комитет в целом с нами был согласен
[User Picture]From: [info]mcparker
2008-12-13 06:32 pm (UTC)

(Link)

необелевский комитет - хуйня конская. 90% нобелевцев по литературе - суть авторы повестей про холокост или уж совсем какой-то невнятный кисель
[User Picture]From: [info]adolfych
2008-12-13 07:19 pm (UTC)

(Link)

бунин вроде в 34-мЪ году получил
[User Picture]From: [info]mcparker
2008-12-13 07:42 pm (UTC)

(Link)

это да. а потом - НАЧАЛОСЬ
[User Picture]From: [info]warmrobot
2008-12-10 03:18 pm (UTC)

(Link)

Надо полагать, что у автора поста чувство слова наверняка есть.
[User Picture]From: [info]he_is_elwin
2008-12-10 03:33 pm (UTC)

(Link)

Поста или комментария?
[User Picture]From: [info]warmrobot
2008-12-10 03:50 pm (UTC)

(Link)

Ой! Комментария, конечно. Спасибо.
[User Picture]From: [info]knizhnik
2008-12-10 05:06 pm (UTC)

(Link)

А ведь есть...
[User Picture]From: [info]prilepin
2008-12-11 06:10 am (UTC)

(Link)

это что за хуйня с проёбанным ртом тут разговаривает?

зашей губы, уёбище
[User Picture]From: [info]delya_rape
2008-12-11 07:02 am (UTC)

(Link)

Smile.
[User Picture]From: [info]a_gru
2008-12-11 10:51 am (UTC)

(Link)

А мне чего-то не смайлшно.
From: (Anonymous)
2008-12-11 04:06 pm (UTC)

в человеке всё прекрасно!

(Link)

Ну прилепин же мент (они "бывшими не бывают") и гопник, он и ведёт себя, как мент и гопник. И одевается, и разговаривает, и пишет так же. Зато по ментовскому призванию своему чётко сознаёт субординацию и тупорыло заискивает перед теми, кто, по его мнению, в силе. Вас он таковым не считает. Простой и опытный пацан пришёл к успеху, хуле.
[User Picture]From: [info]hellotroshin
2008-12-11 05:29 pm (UTC)

Re: в человеке всё прекрасно!

(Link)

пиздец))) а анонимно, чтобы "опытный пацан" не навалял?)))
From: (Anonymous)
2008-12-12 06:56 pm (UTC)

Re: в человеке всё прекрасно!

(Link)

нет, блин, это от того, что у некоторых нет жежешечки
так тоже бывает
From: (Anonymous)
2008-12-12 07:02 pm (UTC)

Re: в человеке всё прекрасно!

(Link)

Как же вы, неймфаги, заебали.
[User Picture]From: [info]mcparker
2008-12-13 06:27 pm (UTC)

Re: в человеке всё прекрасно!

(Link)

бля, в самом деле мусор? не знал. записал.
[User Picture]From: [info]dsa69
2008-12-13 07:17 am (UTC)

(Link)

Какая сильная фиксация на гомосексуализме лол.
From: (Anonymous)
2008-12-13 03:25 pm (UTC)

ну наконец-то быдло на привычном ему языке заговорило

(Link)

а-то трусики, пальчики...
From: (Anonymous)
2008-12-16 09:54 pm (UTC)

(Link)

Ага, Елизаров получает премию, а протёртые до дыр московские шлюхи могут лишь повонять.
[User Picture]From: [info]warmrobot
2008-12-10 03:13 pm (UTC)

(Link)

Я думал, что первую реакцию уже читал у Данилкина в блоге на "Афише". Бедняге аж пришлось написать два поста, в одном он блеснул столь тонкой иронией, что читатели приняли его "Ура!" за чистую монету. Пришлось тут же писать разоблачительную статью.
From: [info]andrey_smirnov
2008-12-10 04:55 pm (UTC)

(Link)

И она про "Аэропорт" пишет. Пошла тема!
[User Picture]From: [info]f_a_r_w
2008-12-10 05:07 pm (UTC)

(Link)

ну вот это уже что-то серьезное
намного более серьезное, чем вся предыдущая возня "елизаров одарен" "елизаров бездарный"
[User Picture]From: [info]alen_valen
2008-12-11 08:48 am (UTC)

(Link)

ну а мое скромное мнение такое: кот родил кабана )
From: (Anonymous)
2008-12-16 10:41 pm (UTC)

(Link)

Обращает на себя внимание, что ругатели Елизарова на 99,9 проц.- протёртые до дыр московские шлюхи.